Выйдя из декретного отпуска, Наталья взяла себе самую отстающую по надоям группу коров. И за короткий период вывела ее в число передовых. Как? Любовью и заботой.
Она, можно сказать, выросла на ферме: мама доярка, отец бригадир. В тринадцать лет она уже зарабатывали первые свои деньги, устраиваясь на летние каникулы выпаивать телят. Родители рядом, всегда могли что-то подсказать, да и возиться с малышами девчонке было интересно. Казалось бы, жизненный выбор ее был предрешен, но Наталья после восьмого класса уезжает учиться на швею в село Целинное. Год она честно пыталась полюбить искусство кройки и шитья, но дело это оказалось не по душе, откровенно не нравилось, и она вернулась домой.
Семнадцатилетняя девчонка, красавица и хохотушка, не сидела на одном месте, часто гостила у дедушки в Семено-Красилово. Здесь и встретила своего суженого. Хотя и был он почти на тринадцать лет ее старше, имел на руках трехлетнего сына, но каким-то чудесным образом смог очаровать юную девушку. И вскоре Наталья вступила в его дом на правах хозяйки, а через год, в неполные восемнадцать, уже нянчила своего первенца, сына.
Как и в любой другой семье, возникали у них между собой моменты разногласия. Но, как говорится, милые бранятся, только тешатся. Однако в один прекрасный день, поругавшись с супругом уже не на шутку, зная, что беременна, Наталья ушла к родителям. Но разлука послужила проверкой чувств. Владимир стал наведываться в гости. И, конечно же, они снова стали жить вместе, только уже в Новоозерной, купили здесь небольшой домик. Стали подрастать детки, Наталья снова вышла на ферму, а Владимир промышлял временными заработками, большую часть времени хозяйничая дома.
Полтора десятка лет совместной жизни пролетели как один миг. Смотря, как готовятся вылететь из родного гнезда повзрослевшие дети, супруги задумались о рождении еще одного малыша. И вот уже вся семья находится в радостном ожидании рождения новой жизни. Но Владимиру не суждено было увидеть дочь Сашеньку. Он умер от коварно оторвавшего тромба за месяц до ее появления на свет. Наталья до сих пор себе не представляет, как бы они жили, похоронив мужа, если бы не назначенная детям пенсия по потере кормильца. Управляться с нехитрым хозяйством помогали старшенькие, также огромную помощь и поддержку оказывала бабушка, Татьяна Георгиевна. Тем более что в декрете Наталья долго не задержалась.
Опять Владимир
Здесь, на ферме, и встретился ей другой Владимир. Правда, был он младше на пять лет. Но, не побоявшись взять на себя ответственность за чужих детей, предложил руку и сердце. Началась новая жизнь. А вскоре пошли и новые детки: Варя, Вика и (возможно, пока) последняя, Ульянка. Так получилось, что на равных с девчонками растет внук Егор, потому старшая дочь, родившая его по малолетству, доверила ребенка маме.
Столько детей, такая большая семья, как женщина успевает работать, вести хозяйство, еще и принимать участие в культурной жизни села? Тем более что муж уже год как работает вахтами в Кемеровской области, дома бывает наездами. «Это уже привычка, — смеется Наталья. — Да и мама всех ребятишек помогала поднимать, и до сих пор помогает».
Утром бабушка отправляет детей в школу, где они находятся до обеда, дома остается только самая маленькая. А к десяти часам уже и Наталья с утренней дойки приходит, до вечера можно и домашними делами заняться. Плохо, что воды в доме нет, приходится таскать от соседей, греть на печи, быстренько стирать, тут же развешивать, а утром уже все снова готово к носке. А еще и выходные бывают, так что со временем тут все в порядке.
Готовят на семью вместе, когда бабушка блинчики заведет, когда мама пирожки настряпает. Большой огород тоже выручает, картошка, овощи, солонина, все отсюда. Одних компотов заготовили нынче более 70 банок. Несколько поросят подрастает на мясо. Все вроде бы есть, но дети есть дети, хочется и магазинных «вкусняшек». Маленькая Ульянка спать не ляжет, пока яблок или мандаринов не поест. Одной же брать не будешь, поэтому покупает сразу на пятерых.
Жизнь — в радость
Наталья из редкой сейчас породы оптимистов по жизни. Даже больной для многих денежный вопрос не вводит ее в смущение. Им хватает, и муж привозит с вахты нормальные деньги, и она на ферме неплохо зарабатывает. Аванс, зарплата всегда вовремя, часто за хорошую работу и высокие показатели премии дают. Говорит Наталья о работе, и теплеют нотки в ее голосе, на лице появляется легкая улыбка. Сорок пять подопечных в ее группе, и каждую из них она знает в лицо и по имени, к каждой подходит с душой, лаской и любовью. А они стараются порадовать ее своими большими надоями.
А в свободное от основной работы время Наталья идет в сельский очаг культуры, где проявляется другой ее талант – певческий. Открыла его коллега по работе и одновременно завклубом Оксана Пашкевич. Голос у Натальи был всегда, но петь на людях как-то стеснялась, а тут показала свое умение на сцене и… стала постоянной участницей художественной самодеятельности.
Она живет простой деревенской жизнью, не мечтая о сказочных замках, яхтах и тропических островах. У нее другое понятие о смысле существования человека на этой земле: дом есть, ребятишек нарожали, значит, жизнь состоялась. И в самом деле — она нужна детям, востребована на работе, рядом любимый человек… Это ли не женское счастье?
Галина ВИКТОРОВА (текст и фото)