Школьникам из разных сел предстояло показать и осознать свою историю, связанную с патриотизмом и мужеством воинов и жителей блокадного города.
Маленький экскурсовод Полина Лавряшина вместе с туристами из Сосновологовской школы на импровизированном автобусе отправились по местам, где были воздвигнуты памятники после пережитой блокады: дорога жизни, полуторка, парк победы. Дойдя до монумента, воздвигнутого у речной проруби и памятника матерям, которые ценой своей жизни спасали детей, девочка, от нахлынувшего сопереживания, неожиданно расплакалась. Но зрители поддержали ее аплодисментами, хотя у многих в глазах тоже стояли слезы, и она справилась с эмоциями, заслужив почетное третье место для своей команды и приз зрительский симпатий для себя.
Очень трепетная и щемящая душу тема «Дети блокады», представленная Тяхтинской школой, где мы воочию могли увидеть спешащих за водой замотанных в шали маленьких ребятишек, мальчишек, стоящих по 12-14 часов за станками в промерзших цехах. И много детского почему: почему нет папы, а мама постоянно плачет, почему рвутся снаряды и постоянно хочется есть…
Блокадный хлеб, который давали только по карточкам. Сначала 800 грамм на человека, потом все меньше и меньше. Последняя норма, которая привела к резкому скачку смертей от голода, – маленький черный кусочек, наполовину состоящий из непищевого сырья. Об этом рассказали ребята из военно-патриотического клуба «Память», занявшие в конкурсе второе место. А еще они раздали желающим те, блокадные карточки и предложили обменять их на хлеб. Тот самый, 200-граммовый дневной ленинградский паек, от которого надо отломить крохотный кусочек и долго-долго жевать, глядя на оставшийся…
Знаменитый дневник Тани Савичевой, вся большая семья которой осталась в осажденном городе. Все они работали для фронта, даже Таня, вместе с другими детьми, помогала взрослым тушить зажигалки и рыть траншеи. Но холод и недостаток пищи делали свое черное дело. Детская рука, теряющая силы от голода, писала в дневнике неровно и скупо, хрупкая душа, пораженная бесконечными страданиями, была неспособна на живые эмоции. Дрожат детские голоса, наизусть читающие эти неровные строчки, вспоминают каждого погибшего родственника и ставят поминальные свечи. «Ленинград, я еще не хочу умирать», — звучит пронзительная песня в исполнении девчонок. В результате по всем параметрам конкурса команда Кытмановской средней школы №2 имени А.И. Долматова получила по 60 баллов — максимально от всех членов комиссии и, соответственно, первое место.
Очень необычную и сложную тему событий накануне блокады взяли ребята Дмитро-Титовской школы. Органическое сочетание музыки, кадров кинохроники и грамотной речи сложило единство представленной композиции. Это по праву принесло команде почетное второе место, хотя и пришлось разделить его с патриотическим клубом «Память».
У других школ также были очень интересные темы: «Блокада Ленинграда в кинематографе», «Дорога жизни», «Десять интересных фактов о блокаде Ленинграда», «Дневники блокады». Компетентное жюри по достоинству оценило каждое выступление. От их внимания не ускользнул ни один факт: декорации, костюмы, представленные кино-фотоматериалы, грамотность прочтение текстов (наизусть или по записи), эмоциональность показанных тем и даже не вовремя зазвонивший телефон у одного из участников. Хотя разница в баллах между школами была невелика, все выступили достойно, проникновенно и от души, поразив своим чутким отношением к событиям тех времен. Дипломы участников вручили школьным командам из Старой Тарабы, Тяхты, Семено-Красилово, Новой Тарабы, а также кытмановской школы №1.
Галина ВИКТОРОВА (текст и фото)