Начальник социальной службы Марина Божкова и корреспондент газеты побывали в гостях у пожилой женщины, чтобы узнать, как помогла ей полученная сумма в размере 30 тысяч рулей.
ВАЛЕНТИНА Михайловна встречает нас у калитки и сразу ведет в огород:
— Вот, смотрите, окошечки все новенькие, пластиковые, поставлены на эти деньги. А за одним и стену одну подновили: старую обшивку сняли, обили утеплителем, закрыли ДСП и покрасили, — хвалится она.

Новые окна радуют глаз
Она, может быть, никогда не решилась на такой большой ремонт, если бы не оказанная государством помощь. Ну а если дело начато, надо доводить его до конца, так привыкла наша собеседница с самого детства.

Рукоделие бабушки Вали
«Мы не узнали друг друга»
Взрослой Валентина стала в одиннадцать лет, когда весь советский народ содрогнулся от этого страшного, несущего смерть слова – война. Отца в первый же год проводили на фронт, а мать с бабушкой делали все возможное и невозможное, чтобы прокормить шестерых, вечно голодных ребятишек, самой маленькой из которых только исполнилось полтора года. Засаживали большой огород картошкой, но ее все равно не хватало, весной по полям собирали мороженую да гнилую, толкли ее и ели. Держали скотину, но от нее мало чего перепадало детям, ведь надо было сдать для фронта за год 360 литров молока, 300 яиц и 40 кг мяса. За военное лихолетье забыли, как выглядит настоящая булка хлеба. Тяжело жили, но верили: мы победим, все наладится, и эта вера давала силы.
Валентина успела закончить только четыре класса. Целый год нянчилась с младшими братьями и сестрами, пока мать сутками пропадала на колхозных полях. Когда же исполнилось тринадцать, подучилась нужной грамоте у местного счетовода, и пошла учетчиком на ферму. Дома тоже приходилось работать не по возрасту: вместе со старшим братом дрова заготавливать, хворост для ограды рубить, сено на быках вывозить.
Однажды приехали из леса, а на воротах красная тряпица висит. Зачем? Тут бабушка выбегает радостная, кричит: «Валя, да ведь война кончилась!». Все село собралось у сельсовета, кто веселился, кто плакал от этой новости, у кого еще была надежда дождаться любимого человека из чужбины, а у кого-то безвозвратно потеряна. Отец Валин пришел с фронта, хоть и раненый, но живой.
В этот день мама с бабушкой с самого утра занялись стряпней, они уже знали и поджидали дорогих гостей, Валентина была на работе, когда ей сказали радостную весть. Прибежала домой, смотрит, за столом сидят три незнакомых солдата. Который же из них отец? Кого обнимать, с кем здороваться? Ведь девчонка не видела его долгих четыре с половиной года. Потом глянула, а у одного сестренка младшая на коленях сидит, значит, он и есть отец. Обнялась с ним, расплакалась, а он потом у бабушки спрашивает: «Кто это?». Тоже не узнал…
ЗАХОДИМ в большой дом и попадаем в советские пятидесятые: кровать с подзорами, на которой под покрывалом возвышается целая гора из матрасов, кисея на поставленных пирамидкой подушках, стулья в белых чехольчиках, лоскутные одеяла и кружевные дорожки. Не оставляет ощущение, что находишься в музее, но признаки современной жизни все-таки есть – мебельная стенка, большой плазменный телевизор.
Везде стерильная чистота и порядок. Даже в летней кухне и небольшой спаленке, прилегающей к ней – такая же картина, а на стенах — многочисленные фотографии родственников, детей, внуков, правнуков. Здесь же молодая Валентина с наградами, а рядом красивый молодой мужчина. Бабушка смотрит на него печальным взглядом и признается:
— До сих пор мне стыдно, что я так плохо сделала, подружку свою подвела, и жениха бросила.
Иван
До 44 года работала Валентина учетчиком, но пришел с фронта раненый солдат и это место отдали ему, а наша героиня пошла молотить да скирдовать на поле. Однако не одной работой жив человек, молодость всегда берет свое. Вот уже и любимая подруга завела себе жениха, а парней-то после войны в деревне было совсем мало. Валентина тоже стала задумываться о своей женской судьбе, и тут вдруг стал ей оказывать знаки внимания бывший кавалер подруги, рассорившись с той окончательно. На ее возмущенные возражения, ответил просто: «Тебе с ней что, детей крестить?». И Валентина, к стыду своему, сдалась.
Отношения между молодыми людьми крепли, он даже целую зиму ходил к ней за несколько километров из соседнего села, куда переехали его родители. Но тут вдруг появился Иван, молодой, красивый, баянист, фронтовик, два года отбывший на передовой. Поставили его заведующим избой-читальней, так как по состоянию здоровья техника была ему запрещена. Все местные девчонки сходили по нему с ума, он же в ответ посмеивался, подыскивая себе хорошую невесту.
Кто-то из деревенских посоветовал парню Валентину. Молодые люди встретились, походили-подружили немного, и наша девчонка пропала. Тут как раз подошло время сева, Валентину на целую неделю угнали в поле на прицеп, а за Иваном табуном бегали девки. «Явно, уже другую приглядел», не давала покоя мысль, когда она, закончив работу, грязная, с воспаленными от недосыпания глазами, бежала помыться дома в бане. Отмылась, переоделась и снова с подругой на улицу, а навстречу идет он, самый милый, самый желанный. Пересилила себя, не желая навязываться, свернула в проулок. Заметил это Иван, догнал, перехватил руку, и больше они уже с ним не расставались. Долгих пятьдесят лет.
…ВАЛЕНТИНА Михайловна выносит нам в аккуратной папочке стопку бумаг:
— Это у меня тут все документы на окна, сколько я потратила денег и на что. — отчитывается она, не привыкшая к какой-то помощи со стороны, и неожиданно признается. – Ведь сыновья настояли окошки-то поставить, я сначала не хотела. Это память об отце, это его дом. Мы и поменяли только рамы, а подушки и наличники оставили, они еще хорошие, покрасить только надо.
Семья
Беднота и нехватка хлеба не дали сыграть шумную свадьбу, молодых просто расписали в сельском совете. Купили они поначалу гнилую избушку на берегу, разобрали ее, а потом из глины и уцелевших бревен соорудили «новую». Простояла она всего пять лет и рассыпалась. Но было уже не страшно, Иван к этому времени работал лесником, и им выделили материал на новый дом. Послевоенная жизнь начинала понемногу налаживаться, люди с оптимизмом смотрели в будущее.
В семье Лыновых стали появляться детки, управляться с которыми помогала бабушка: и сварит, и накормит, и обошьет, и приглядит. Молодые целыми днями на работе — Иван в лесу, Валентина в колхозе на разных работах, а в основном на поле: вязала, молотила, скирдовала. И только когда начали сажать сахарную свеклу, она до самого конца была здесь бессменной звеньевой.
Нелегко было семье поднимать четверых детей, особенно не хватало одежды, но Валентина, переняв ремесло пошива от бабушки, сама всех обшивала и обвязывала. Дочери на выпускной вечер такое красивое платье получилось, что даже девчонки потом просили на свадьбу пощеголять. Кроме того, из под ее умелых рук выходили одеяла и подушки, цветные дорожки на пол и красивые занавески. Да и сам дом был пропитан теплотой, уютом и любовью.
Муж Иван всю жизнь ставил супругу на первое место, не изменял, ценил, помогал во всем, не обижал, всегда она была у него в почете. Часто говорил ей: «Ой, Валя, как я тебя люблю». Может, его любовь-то и не сразу пришла, ведь первый парень на деревне был, да еще баянист, многие красавицы за ним гонялись, а он выбрал Валю.
В семье подрастали дочь и три сына, радовали учебой своих родителей, носили из школы в основном пятерки, на собраниях их хвалили, ставили другим в пример. Были, конечно, и другие хорошие ребята, но чтобы все из одной семьи отличники, – это было редкостью. И в этом большая заслуга Валентины Михайловны, именно она, не считаясь со временем, помогала, учила, настраивала своих детей на «добрую жизненную волну». В дальнейшем они выбрали верный путь, все получили высшее образование, работали на хороших должностях, сейчас дочь Галина и средний сын Сергей живут в Барнауле, старший Василий в Новосибирске, все уже на пенсии, у каждого дети и внуки.
Младший сын Анатолий, во время службы в армии, попал в Афганистан, о чем мать узнала только спустя два года, когда он приехал домой. Слез по этому поводу было пролито много, ведь мог и нее вернуться, но сын вот он, рядом, живой, здоровый и боль в сердце понемногу отступила.
… НА приусадебном участке и в огороде бабы Вали такая же идеальная чистота, как и в доме: трава коротко подстрижена, на грядках нет места сорнякам, практически в каждом уголке насажены разноцветные, сказочной красоты флоксы. Как же получается у пожилой женщины содержать везде такой порядок, если только вверенная ей земельная площадь составляет более 42 соток? А секрет очень прост: дети, восемь внуков и девять правнуков. Все они по очереди гостят у бабушки и помогают справляться со всеми этими бесконечными деревенскими хлопотами.
— А куда им деваться то? Одна я у них осталась. – смеется Валентина Михайловна. – Нынче вот денег дали, мы на них материал купили, а ремонт ребята уже сами делали. Да и я, если бы не работала, то и не дожила до этих лет.
Бессменная звеньевая
Работы Валентина не боялась никогда, да и чем можно было испугать их, детей и подростков военного лихолетья, падающих на поле от голода и усталости, но дающих хлеб фронту. Пока в семье подрастали ребятишки, она бралась за любые временные работы, а начал колхоз заниматься выращиванием сахарной свеклы, стала звеньевой. Именно ее бригада собирала больше всех этого сладкого продукта, по 306 центнеров с гектара. Много раз Валентина Михайловна становилась победителем соцсоревнования, ее фотография висела на районной доске Почета, а в 1965 году вручили медаль «За трудовое отличие», заверенную секретарем президиума Верховного Совета СССР Георгиевым.
Велика ли наука вырастить и накопать больше всех сахарный корнеплод? Оказывается, и тут требуется сноровка: во время двухразовой прополки за сезон убрать весь сорняк, не повредив при этом само культурное растение. Вот за этим зорко следила Валентина, сама успевая работать «в две тяпки». А ведь свеклу еще надо поздней осенью убрать. Бывает уже снег идет, женщины погреют руки у тракторной трубы и опять идут чистить и грузить вручную выращенный корнеплод. До сих пор помнит Валентина Михайловна, как на собрании в Сунгае председатель колхоза сказал: «А тяхтинских женщин надо всех посадить на первые ряды. И в зной, и в дождь, и в снег, и мороз, их всегда можно увидеть на поле».
Кроме основной работы была еще и домашняя, держали они с Иваном большое хозяйство. Даже когда похоронила любимого супруга, не отказалась от живности: в хлеву всегда стояла парочка дойных коров. Но годы брали свое, дети разъехались, и от своего молока пришлось отказаться. Зато еще с десяток лет выращивала парочку свиней. Дети приедут, заколют, мясо разделят, и им хорошо и ей неплохо. А последние несколько лет у бабы Вали даже кошки нет: «сплю плохо, а она ночью брякнет, так сна и нет совсем».
…КАЖДОЕ утро бабушка Валя начинает с обхода своей большой усадьбы. Все ли здесь в порядке, что требует немедленного приложения рук. Не накидал ли старый тополь, посаженный еще бабушкой в далеком 41-ом, сухих веток, проходя, обязательно погладит стволы двух больших берез, выращенных сыновьями, поговорит со своими любимыми цветами.
— Я своей судьбой довольна, поэтому и настрой такой позитивный, хочется еще немного пожить. — Делится с нами Валентина Михайловна. – Хотя все уже конечно подводит, все стареет, но ребятам своим сказала: никуда я отсюда не поеду.
Хорошо ей на родной земле, каждая вещь, каждая травинка – живое воспоминание о прошлом, дающее силы жить и двигаться дальше. Потопчется бабушка по хозяйству, устанет, приляжет на диван, а в голове следующие дела всплывают. Установит она мысленно их очередность, встанет, и пошла работать дальше. Зимой вот только немного скучно, смотреть телевизор баба Валя не любит, поэтому руки самопроизвольно тянутся к иголке с ниткой. Мастерит лоскутные одеяла, из разных цветных тканевых обрезков, строго определенной формы, да с подкладом. Долгий кропотливый труд, который ей очень нравится, потому что он «по душе». Своими уникальными изделиями, счет которых перевалил за 15 штук, она одарила всех правнуков: «Пусть помнят бабушку!»
…СИДИМ в уютной беседке за большим столом, где наша хлопотливая собеседница угощает нас ароматным душистым чаем на травах и блинами со свежим медом. Рассказывает о себе и не забывает по ходу дела задавать интересующие ее вопросы Марине, не так часто бывает в гостях начальник социальной помощи района. Получив от нее исчерпывающие ответы и понятные объяснения, на минуты задумывается, осмысливая услышанную информацию, потом смахивает непрошенную слезу, и, внезапно осевшим голосом, говорит:
— Столько лет прошло после войны, давно нет со мной рядом Ивана, а люди, оказывается, до сих пор обо всем помнят. Спасибо им за то, что помогли, нашему губернатору за то, что заботится об наших условиях проживания. Вот сделала нынче такой большой ремонт, теперь и зима не страшна, тепло бабушке будет. А Ваня будет глядеть на меня сверху и радоваться…
Галина ВИКТОРОВА (текст и фото)
Справка
Решение на выделение средств из краевого бюджета на оказание адресной материальной помощи на текущий (капитальный) ремонт ветеранам ВОВ принято в 2018 году. На текущий ремонт выделяется 10 тысяч рублей, на капитальный – 30 тысяч. В прошлом году в Кытмановском районе получателями социальных выплат стали 3 человека (один получил средства на капитальный ремонт, двое – на текущий). В 2019 году две вдовы ветерана ВОВ получили средства на капитальный ремонт.