Передо мной на столе лежит свежий черек, рядом с ним на тарелке с горкой – долма, соленый сыр из рассола, зелень. И тут же блюдо с картошкой и котлетами, свежая редиска с грядки, сметанно-чесночный соус, горячий чай.
Таким смешанным азербайджано-русским столом нас встречает сегодня Дурдана Валиева. Все так вкусно, и буквально тает во рту. И маленькие национальные голубцы в листьях мать-и-мачехи, и свежая хлебная лепешка… Хочется ломать ее снова и снова и макать кусочком в соус.
Заботливая хозяйка знает толк во вкусной пище. Она вырастила четверых ребятишек. Готовить любит много и сытно. Так, что пальчики оближешь. А то, что на столе стоят русские котлетки с отварным картофелем – это понятно. Валиевы в Новой Тарабе уже больше двадцати лет живут. Обрусели, выучили язык, привыкли к местным нравам и обычаям.

Вот таки смешанным азербайджано-русским столом встречала нас хозяйка
— Самая русская у нас – Туркан,- рассказывает про своих детей Дурдана. — Туркан даже ЕГЭ по русскому языку в свое время лучше всех в районе сдала. В школе училась хорошо. Сейчас вот медицинский институт заканчивает. Хочет стать хирургом.
О каждом своем ребенке Дурдана Валиева говорит с гордостью в голосе. Это они с мужем Сахманом воспитали их такими работящими, добрыми, умными. Старшие Ромал, Рамида и Туркан родились еще в Азербайджане. А вот младшая Айтач появилась в многодетной семье в Кытмановском районе.
Все чужое, все другое
«Дурдана», по словам нашей героини, в переводе на русский означает «чистая вода». Она такая и есть: чистая, бесхитростная женщина, которая верит, что за добро в жизни воздается добром, а злые поступки приносят человеку только внутреннее разрушение. Ее внутренняя красота светится в карих глазах.
Она и в свои 54 года красивая женщина ,а в молодости была еще краше. Потому и женихи начали сватать ее рано. Замуж, как рассказывает сама женщина, она не стремилась. Ей очень хотелось после школы учиться. В семье все образованные, все врачи. Способности у девушки были. Но на востоке слово родителей – закон. Если отец с матерью приняли решение – все, спорить бесполезно. И в 18 лет Дурдану выдали замуж за Сахмана Валиева.
Она сейчас ни о чем не жалеет. Ведь это ее судьба. Она стала женой, мамой. И теперь ее дети воплощают ее юношескую мечту об образовании.
Туркан будет врачом. А младшая Айтач, которая учится на акушерку, хочет стать косметологом.
…В годы, когда Советский Союз распался, нелегко пришлось всем республикам. В том числе и в Азербайджане жизнь стала тяжелее. Мужчины – главные добытчики в семьях, искали разные пути заработка. Сахман поехал в Россию. В Барнауле работал его родной брат. Вдвоем они держали киоск, торговали фруктами, овощами. Деньги глава семьи пересылал на родину.
Такая жизнь на две страны была не в радость. Муж в Барнауле. Дурдана с детьми в Ханларе. Да и знакомые постоянно подливали масла в огонь. «Смотри, Дурдана, возьмет себе в жены там Сахман русскую женщину, кому ты тогда нужна будешь с тремя детьми?».
— А я всем отвечала: «Я своему мужу верю. Никогда он так со мной не поступит», — рассказывает моя собеседница.
В один из приездов мужа домой он все-таки уговорил жену поехать с ним на Алтай. В Барнауле, в центре города они жили на съемной квартире. А внизу, на проспекте стояли их киоски с товаром. Сахман торговал, Дурдана занималась детьми.
Но как-то ночью случилось несчастье. Торговые киоски полностью разгромили. То ли хулиганы, то ли конкуренты. Валиевы остались без денег.
У Сахмана брат держал стадо овец в деревне. Был и старенький домик. Вот туда Валиевы и поехали. Ближе к земле, на свежий воздух. В Новую Тарабу.
— Мы приехали сюда 10 августа 1997 года. Все было незнакомое, чужое. Ни я, ни мои дети не знали русского языка. Было прохладно. А у меня из одежды на ребятишках только трусики и маечки. Мы замерзли. Нас встретил старенький пустой домик. Ни денег, ни продуктов. Как дальше жить? — вспоминает она.
Да и люди, глядя на незнакомых нерусских людей, косились в сторону странного дома. Пока особо не проявляя ни радушия, ни гостеприимства. Мало ли, кто это такие, и зачем они сюда приехали?
Лишь пожилая соседка, которая жила на противоположной стороне улицы, принесла Валиевым продукты. Это были деревенские яйца, молоко, варенье, немного солонины, пирожки.
Дурдана поначалу хотела отказаться: гордость не позволяла брать у незнакомого человека еду. Но баба Шура была непреклонна: бери, дочка, у тебя ребятишки! Мать продуктам, конечно, обрадовалась. Украдкой утерла со щеки непрошенную слезу, что так все обернулось для нее и для ее детей. И взяла себя в руки.
От зари до звезд
Они с мужем решили так: для начала надо купить овечку. Хотя бы одну. С молока можно делать соленый восточный сыр и продавать его в Барнауле.
Там, в ресторане национальной кухни, такой сыр очень ценился. Рецепт сыра передавался в семье Дурданы от матери к дочери.
Как в жизни, все самое гениальное считается самым простым, так и с сыром. Рецепт прост, но требует знания. В парное молоко добавляется специальный порошок, затем эта смесь перекладывается в мешок и под пресс. Выдерживается при определенной температуре несколько дней. И сыр готов! Терпкий, соленоватый, со специфическим запахом овечьего молока. Но для азербайжданцев это самый вкусный в мире сыр.
Кстати, Дурдана по секрету поведала мне, что овечий сыр на ее родине – самый дорогой. Так квашеное молоко солят, отжимают и кладут в овечий бурдюк, вывернутый стриженой шерстью внутрь. Там оно томится с месяц, а затем подается на стол. Затем ценится сыр из козьего молока, а самый дешевый – сыр из коровьего молока.
Вместе с первой овечкой Валиевы взяли первые гектары земли, чтобы выращивать на ней картошку. Осенью Сахман ездил в город и продавал урожай.
Они работали от зари до звезд. Не щадили себя. Нужно было как-то подниматься на ноги. Растить и кормить детей. С протянутой рукой по деревне ходить не в правилах их семьи. Если Бог дал тебе руки, ноги – иди и работай! Не сиди безвольно и не жди милости от судьбы. И в русском языке есть подобные поговорки: на Бога надейся, а сам не плошай; под лежачий камень вода не течет.
Дурдана не скрывает, что были в ее жизни периоды, когда она вынуждена была брать деньги у односельчан в долг. Выручали в основном бабушки. Занимали ей деньги. Потому что знали: эта женщина всегда вернет долг. В срок, как и договаривались.
Поначалу односельчане с опаской относились к ней. Ведь Дурдана даже говорить по-русски не умела. Но со временем все наладилась: и с языком, и с человеческим общением.
Чтоб было ловчее и привычнее, в деревне старших Валиевых быстро переименовали на русский лад. Сахман стал Максимом. А Дурдана – Дианой. Их так все сегодня и зовут: Максим и Диана Валиевы. Правда, детей зовут по их настоящим именам: Ромал, Рамида, Туркан и Айтач.
Каждое имя о чем-то говорит. Ромал означает здоровый. Мальчик и правда, рос богатырем. Долгое время занимался боксом у местного тренера Михаила Долматова. Бокс чуть не стал его судьбой. А теперь вот Ромал прилагает все силы, чтобы стать пожарным.
Девочки тоже радовали родителей своими успехами. Рамида выучилась на парикмахера и маникюршу. Туркан поступила в медицинский университет. Айтач тоже выбрала медицину.
Умница Туркан еще в школе стремилась к знаниям. Поэтому, когда, вдруг, сразу после школы к ней посватался жених, она со слезами умоляла родителей отказать ему. Пойти против обычаев, чтобы ее мечта о профессии медика сбылась. За подругу приходили просить и ее одноклассницы. Тоже умоляли не выдавать Туркан замуж.
Если бы дело было на родине, Валиевы, возможно, и не прислушались бы к просьбам дочери. А тут, в России, и мыслить стали немного по-другому. Раз дочь хочет учиться – пусть учится. А жениху сказали: нравится невеста – жди, когда университет закончит! На том и порешили. Тем более что старшие дети женились и вышли замуж по всем азербайджанским обычаям и подарили родителям внуков.
На сватовство – кольцо
Ромал нашел себе жену в Нижневартовске. Сноху ходили смотреть всей женской половиной семьи. Понравилась. Диана подарила ей кольцо с бриллиантами. Таков восточный обычай: дарить молодой девушке драгоценности. Айсель оказалась медсестрой. И даже немного поработала в нашей Кытмановской больнице и в Новотарабинском фельдшерско-акушерском пункте. Потом Ромал перевез жену и сына Ислама в Барнаул.
Рамида после школы поехала в гости к тетушкам в Азербайджан. Девушка постоянно что-то готовила, убирала. Красивая, яркая, высокая. Ее сразу заприметили местные женихи. Один такой, из богатой семьи, решил посвататься. Но Рамида сразу сказала тете, пусть не приходят его родственники: замуж за него она не пойдет. Не понравилось, что молодой человек выпивал и курил. В ее семье мама воспитывала их по-другому. Не пить, не курить, работать, быть добрыми, помогать ближним.
Зато других сватов приняла с радостью.
В это же время у ее тети бригада молодых людей строила баню. Вот Самир и обратил внимание на хозяйскую племянницу. Подговорил родных сходить в гости, чтоб они оценили Рамиду. А та как раз готовила пахлаву – слоеный пирог, пропитанный сиропом или медом, с орехами. Она всегда готовила очень вкусно. А тут как назло отключили электричество. И тесто подсохло. Пирог получился твердым. Но пришлось угощать гостей такой пахлавой.
Одна из родственниц Самира заметила, а что это пирог твердоват у молодой хозяйки? А Самир воскликнул: «Нет, мягкий. Мне очень-очень понравился!». И только потом тетя объяснила гостям, почему пахлава получилась такой…
Зять, простой работящий парень, Валиевым пришелся по душе. Пока они жили с Рамидой в Новой Тарабе, он пас скот, помогал тестю и теще с хозяйством. Но потом молодые все-таки решили уехать в Азербайджан. Там, в деревне, Салим построил большой дом. У них с Рамидой трое детей: дочки — Айсун, Сунай и сын Расул. Рамида мечтает, чтобы ее дети работали в банке.
В Россию возвращаться не хотят. В Азербайджане тепло, растут фрукты, много родственников.
Туркан и Айтач, наоборот, о переезде на родину даже не задумываются. Они живут в Барнауле. Учатся и работают. В Новую Тарабу к родителям приезжают в гости.
«Уже не могу без свободы, без деревенского воздуха»
Сама Диана уже называет дом «в деревне дачей». Зиму она стала проводить в городской квартире, которую Валиевы смогли купить детям. А что делать в деревне зимой?..
Хозяйство Валиевы уже распродали. Было у них когда-то стадо овец, 40 голов коров, свиньи, птица. Большой огород. Две усадьбы. За всем нужен был уход, присмотр. Диана рассказала мне, как ей приходилось вставать в 6 утра, чтобы успеть управиться с хозяйством, наготовить на всю большую семью (было время, когда в доме жили сын с женой и дочь с мужем, их дети, а также младшие дочери), убрать, постирать. Было шумно, весело, интересно. Приходили в гости друзья и подруги детей. Всех она потчевала…
Вспоминает, как однажды наготовила смородиновых лепешек. Ромал угостил друзей. А на следующий вечер ее просили приготовить в два раза больше этого интересного кушанья, потому что мальчишки у клуба просто уплетали вкусные лепешки за обе щеки.
Еще у Дурданы есть один старинный рецепт жареной пшеницы, которому научила ее бабушка. А она делала это блюдо в войну. Возни с пшеницей много. Но получается очень вкусно.
— На самом деле у нас в семье мало едят. Я наготовлю, а девчонки мои все фигуру испортить бояться, — смеется она.
Но девочки и сами хорошо готовят. Что Рамида, что младшая Айтач. Русские блины Айтач любит вся семья.
— В городе летом я уже не могу. Мне надо, чтоб был свой двор. Чтобы я посадила там цветы, чтобы развела птицу. Без цыплят, утят я ни одно лето еще здесь не жила, — говорит Дурдана.
Вот и в этом году она набрала себе птицу, теперь растит. Пока муж уезжает в город по делам, а дети учатся и работают, она посадила небольшой огород. Свежие овощи и зелень на столе нужны всегда. Ходит за травами. Собирает чабрец для чая, конский щавель. Привыкла к русскому укладу жизни, к русским обычаям.
— Людей, которые мне помогали, когда я только приехала сюда, никогда в жизни не забуду. Это баба Рая, баба Катя. А вот к бабушке Шуре я теперь хожу на могилку. Приношу ей цветы, убираю. И всегда в Радоницу навещаю ее. Она столько добра мне сделала!
…Дурдана Валиева и ее семья тоже по-своему неосознанно повлияли на новотарабинцев. Они научили местных жителей восточному гостеприимству, щедрости, доброте (сейчас Диана раздает вещи своих детей в малоимущие семьи. Помогает соседям с продуктами). Показали, как из трудолюбия может вырасти крепкое хозяйство. И что к добрым и честным людям судьба всегда благосклонна.
Наталья ОРЛОВА