Быть сельским учителем, а особенно в малокомплектной школе, – это особая миссия. Мысль написать о педагоге Ноозернинской школы Светлане Николаевне Федоровой возникла не случайно. Ее имя давно знакомо нашим читателям. Светлана Николаевна как педагог-новатор постоянно делится своим профессиональным опытом на страницах нашей газеты. В этом году она стала лауреатом районной премии «Общественное признание», получила Почетную грамоту Министерства Просвещения РФ. А в августе отметила 15-летие своей работы в Новоозернинской школе.
Она родилась и выросла в селе Сунгай. Способной ученице учеба давалась легко, особенно нравилась география. Пока получала среднее образование, заочно окончила географическую школу в Алтайском краевом детском экологическом центре и была рекомендована для поступления в университет. Но после окончания Сунгайской средней школы девочка из глубинки не могла поехать учиться в город. 90-е годы, тяжелые времена, денег не было совсем. Родители, простые сельские труженики, месяцами не получали зарплату. И Светлане ничего не оставалось, как самой начать работать. Вопроса «Кем быть?» даже не возникало. Она с детства хотела стать учителем. Профессиональный путь Светланы Николаевны Федоровой начался в стенах маленькой школы притаежного села Мишиха.
— Директором у нас была Ольга Петровна Пономарева, учитель математики, — вспоминает она. — Работала я и с Тамарой Николаевной Роговой, которая вела историю, и до Ольги Петровны была директором много лет. Коллектив в Мишихе был замечательный. Но было тяжело добираться до села из-за плохой дороги. Домой ездила редко, жила в интернате, бытовые условия были сложные.
Вела уроки географии, биологии, химии. А потом ее пригласили преподавать математику в Новохмелевскую школу. Светлана Николаевна устроилась туда, заочно окончила физико-математический факультет пединститута.
В Мишихе отработала год, в Новохмелевке – 7 лет. Новохмелевская школа была малокомплектная, и позже учреждение расформировали. Светлана Федорова встала на учет в службу занятости. А муж Александр как раз в то время трудился в хозяйстве в селе Новоозерное, и там нужны были педагоги.
Долго думала. Село чужое… Но работы в Новохмелевке для учителя не было… Геннадий Федорович Иванов, руководитель хозяйства в Новоозерном, помог с переездом, выделил жилье. А потом по программе «Молодая семья» в 2012 году Федоровы получили деньги и выкупили дом.
«Нам хотелось быть на них похожими»
Светлана Федорова всегда работала в маленьких школах. И отмечает, что коллективы в таких школах были особенно дружные и сплоченные. Очень многое она взяла от учителей своей Сунгайской школы. Заречневой Инны Степановны — учителя русского языка, Недорезовой Тамары Ивановны – учителя математики, Шипилова Анатолия Васильевича – учителя физики и астрономии, Морозовой Светланы Николаевны – учителя истории, Баженова Александра Васильевича – учителя физической культуры, Комиссаровой Тамары Сергеевны – учителя географии, Локтиной Нины Андреевны – учителя немецкого языка, Романютенко Марии Ивановны – учителя начальных классов, Сайденцаль Владимира Владимировича – учителя музыки, Сайденцаль Виктора Владимировича — учителя физической культуры и директора школы, Колгановой Любови Васильевны — вожатой. Они учили детей буквально всему. Из стен школы выходили не просто выпускники – профессиональные танцоры, художники-оформители, вокалисты. Спортивные секции велись на высоком уровне.
— Из учителей еще очень запала мне в душу Ведякина Людмила Владимировна. Она преподавала литературу. Грамотная была, справедливая и очень скромная. Людмила Владимировна всегда с каким-то особым трепетом относилась в работе. Все учителя у нас были хорошие. И эти люди определили мою дальнейшую судьбу. Многим из нас хотелось быть похожими на них. Хотелось быть учителями, — рассказывает Светлана Николаевна о своем становлении.
…Ее родители приехали на Алтай из Кемеровской области. Дедушка, отец мамы, погиб на войне, и мама в 12 лет пошла работать на ферму. Всю жизнь так и трудилась – дояркой. Трудовой стаж мамы был 44 года, заслуженный «Ветеран труда», много медалей и орденов. Старшая сестра, Ольга, также работала дояркой, как и мама.
— Нас воспитывали в труде — и учителя, и родители. Сызмальства — на огороде, на пришкольном участке. Нам было стыдно, когда взрослые что-то делали за нас. Днем мы сами распределяли свое время. Приходили со школы, делали что-то по дому, шли на секции, на кружки, приходили домой и делали уроки. И все успевали. Я с тех самых пор всегда ответственно отношусь к работе, — рассказывает Светлана Федорова. — В нашей семье до меня не было педагогов. Но в школе, где я училась, преподавали замечательные учителя, которые увлекали нас в мир нового и интересного. Мне хотелось быть похожей на них. В настоящее время педагогов в нашей семье 6 человек. Воспитали детского сада, учителя начальных классов. В нашем районе работают мои племянницы. Фёдорова Наталья Юрьевна — учитель русского языка и литературы в Тяхтинской СОШ. Новикова Анжела Юрьевна — учитель иностранного языка в Кытмановской СОШ №1. Они зарекомендовали себя грамотными и инициативными работниками.
Мыслить шире и расти
Мы беседуем со Светланой Николаевной в школе, во время занятия по внеурочной деятельности. Два мальчика и две девочки (два класса — 4-й и 2-й) – выполняют задание — декоративное панно на осеннюю тему. Стараются. Тихо…
Сейчас, по ее словам, Светлана Федорова уже «доросла» до педагога-наставника. Сегодня, помимо своих основных обязанностей (преподавания в Новоозернинской школе уроков математики, занятий с детьми внеурочной и проектной деятельностью, также у нее есть свой класс начальной школы) она ведет еще допобразование «История родного края» в Порошинской школе. Сотрудничает с учителем физики Ольгой Валерьевной Михеевой, которая набрала группу детей. У них много идей…
Учитель должен не просто давать знания. Он всегда должен мыслить шире. И постоянно расти. Совершенствоваться. Учиться.
Курсов за 23 года ее работы было много. Несколько лет назад Светлана Николаевна прошла переподготовку на начальные классы. В этом году получила квалификацию педагога дополнительного образования, теперь ведет у себя школе кружки по экологии и астрономии. Их маленькая школа скоро пополнится новым оборудованием в рамках краевой образовательной программы «Точка роста». Но, по мнению Светланы Федоровой, исследовательская работа начинается с обычного листа бумаги и простого карандаша. В школах, где нет сотовой связи, Интернета и какого-то современного оборудования, чтобы заниматься исследованием, достаточно только мела и доски. И все.
А еще Светлана Николаевна периодически делится своей практикой и опытом с коллегами. Готовит статьи для краевых научных сборников, последние ее публикации можно прочесть в журнале «Учитель Алтая», постоянно участвует в конференциях краевых, всероссийских (с международным участием).
Когда она впервые обобщила свой опыт, выступив с презентацией на очередных курсах в АКИПКРО (теперь – АИРО им. А.М. Торопова) перед большой аудиторией, ее выступление вызвало бурные аплодисменты! Этот успех вылился в дальнейшее плодотворное сотрудничество с краевым учебно-методическим объединением. На одной из встреч Светлану Федорову наградили Почетной грамотой министерства за эту активную работу.
…Учитель в маленьком селе больше, чем учитель. Он авторитет не только для детей, но и для взрослых. Нравственная опора. А еще сельский учитель – великий труженик. Помимо профессиональных обязанностей, у него своя семья, и огород, и подворье. (Кстати, усадьба Александра и Светланы Федоровых в Новоозерном – образцовая). Все надо успеть и сделать хорошо!
— Иной раз столько работы, что ты не знаешь, справишься или нет. И боишься. И себя оцениваешь: смогу ли? Но моя мама всегда говорила: глаза боятся – руки делают. Это точно! – делится Светлана Николаевна.
У супругов Федоровых две дочери. Старшая Валерия заканчивает Алтайский политехнический университет по специальности «Инноватика», успешно занимается исследовательской деятельностью. Младшая Алина – ученица 7 б класса Кытмановской школы №1, также делает первые уверенные шаги в науку, увлекается спортом.
— Так бывает порой, что дети учителей как бы остаются в стороне, растут самостоятельно, поскольку родителям элементарно не хватает времени. Но я считаю, это не правильно. Нельзя оставлять своих детей на саморазвитие. Надо интересоваться, направлять, вкладывать в них. Иначе ничего не получится. Да, сил нужно много на все. Ия стараюсь. Но не скажу, что у меня все идеально. Самое сложное, пожалуй, это работа с трудными детьми, – признается она.
И тут обращается к своим ученикам, которые старательно прорисовывают осенние грибочки на панно…
— И знаете, ребята, какая с такими трудными детьми работа?
И дети хором отвечают:
— Да!!!
Сразу видно: со своим педагогом ребята на одной волне. У них нет секретов друг от друга. И в этом огромный плюс малокомплектной школы: к детям здесь индивидуальный подход. Они понимают своего учителя с полуслова, полувзгляда. С такими детьми заниматься – одно удовольствие. Чего не скажешь о детках трудных… Если семья стоит на учете, надо раз в месяц посетить квартиру. Каждый день контролировать ребенка. Проследить, все ли у него в порядке со школьным рюкзаком, с одеждой? Как он ест? Как чувствует себя, как настроение? И обо всем регулярно отчитываться в опеку.
Сегодня в Новоозернинской школе всего 13 детей. Одноэтажное деревянное здание, скорее всего, в ближайшее время опустеет. А пока они в школе. Здесь тепло и уютно. Звучат веселые голоса, звенит звонок, даются знания. Высаживаются вокруг красивые цветники. Взращиваются детские души…
Уедут ли Федоровы из Новоозерного, когда закроется школа, они не загадывают. Светлана Николаевна знает, что нужна своим детям здесь и сейчас. И у нее есть мечта — вместе с учениками попутешествовать по Золотому кольцу России. Посмотреть храмы, государственные музеи и выставки…
Ольга РОДИОНОВА (текст и фото)
Мнение о коллеге
Надежда Владимировна Сохорева, учитель математики Петрушихинской школы:
— Мы со Светланой Николаевной как коллеги активно сотрудничаем на районном методическом объединении. Советуемся друг с другом, помогаем. Основная наша цель – подготовка исследовательских работ с детьми по математике.
Светлана Федоровна очень сильный педагог. Я еще не встречала такого целеустремленного, работоспособного, ответственного и творческого человека, как она. Если она выбирает какую-то цель, то доводит ее до конца. И при этом не ищет легких путей. У нее всегда глобальные цели, которых она добивается не один год. И всегда работает в системе, без чего таких результатов не достичь.
Светлана Николаевна Федорова – очень грамотный и компетентный человек, я всегда могу с ней советоваться, несмотря на то, что она более молодой педагог. И что меня особенно удивляет в ней. Обычно учитель для работы выбирает яркого, способного ученика, с которым легко воплотить любые проекты. А Светлана Николаевна, как правило, берет ребенка со средними способностями и ведет его по его личностной траектории развития. И такие дети под ее началом становятся успешными…