Детский сад «Малинка» (Кытманово) шагает в ногу со временем и предлагает ребятам новые современные способы познания.
В современных условиях развития общества, в эпоху компьютеризации, когда ребенок уже с малых лет знаком с разного рода электронными устройствами, формируется новая среда, которая во многом определяет изменение образовательного пространства. Предметное окружение подрастающего поколения становится всё более насыщенно электронными игрушками, игровыми приставками, компьютерными играми, гаджетами. Дети «впитывают» в себя информацию путем просмотра телепрограмм или с помощью Интернет-ресурсов. Но не всегда эта информация достоверна и полезна.
Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия» появилась у нас в 2019 году, когда детский сад был отмечен в краевом конкурсе «Детский сад Алтая — 2019» за обобщение и распространение успешного опыта работы педагогического коллектива и высокую общественную оценку в области содержания и организации образовательного процесса.
Лаборатория представляет собой компьютерную программу, главный герой которой мальчик Наураша — маленький учёный, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлечённый желанием познавать мир.
Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лабораториям вместе с ним, дети знакомятся с приборами для измерения и объектами-индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений.
Наураша «переносит» детей в удивительную страну Наурандию, цифровую лабораторию, где с помощью датчика «Божья коровка» дети проводят исследования, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами. Наша лаборатория представлена 5 модулями: «Температура», «Кислотность», «Электричество», «Магнитное поле», «Звук».
Состав каждого модуля индивидуален. Оборудование в цифровых модулях обеспечивает проведение измерений и опытов, заложенных в компьютерной программе, необходимо добавлять лишь некоторые предметы (продукты) для проведения опытов.
И воспитатели с ребятами из старшей и подготовительной групп взялись за дело.
В условиях детского сада использовались только элементарные опыты и эксперименты, в процессе которых не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия, так необходимые детям для познания окружающего мира. Экспериментирование позволяет детям самостоятельно определять проблему, которую необходимо решить, выдвигать различные предположения, как это сделать, и, наконец, с помощью доступных и интересных опытов решать ее, формулируя выводы, умозаключения. Такая форма работы является мощнейшим стимулом для мыслительной деятельности детей: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Работая в лаборатории, ребята научились взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать своё, проявлять инициативу, творчество, самостоятельно принимать решения.
Для поддержки интереса, стремления узнать новое, желания вникнуть в сущность предметов и явлений в группах ребята вместе с родителями помогают обогащать уголки экспериментирования разнообразным материалом и приборами: камушки, песок, различные виды глины; лупы, весы, другие измерительные приборы, микроскопы; различные крупы, семена; изготавливают гербарии, фотоальбомы и многое другое.
Нашим педагогам очень понравилась такая форма работы, что они делились своим опытом с коллегами на муниципальном методическом объединении (Камынина Т.А.) и на конкурсах разного уровня:
— на муниципальном этапе краевого профессионального конкурса «Воспитатель года — 2020» (Камынина М.А.);
— на XVIII краевом конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 2022 года (Музюкина Е.К.).
Именно исследовательская деятельность помогает ребенку учиться задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.
Экспериментально-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает научиться работать по образцу и правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а это одни из главных задач подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
О.В. БРАГИНА, старший воспитатель МБДОУ детский сад «Малинка» с. Кытманово