14 сентября 2025 года на территории Кытмановского района будут проведены выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского сельсовета Кытмановского района Алтайского края четвертого созыва. В период подготовки и проведения голосования не исключены нарушения законодательства о выборах, посягающие на права граждан.
Наиболее распространенными правонарушениями могут быть факты распространения агитационных материалов менее чем за сутки до дня голосования. Это может быть выражено в следующих действиях – избирателям раздаются различные печатные материалы (листовки, буклеты и др.), материалы расклеиваются в местах массового пребывания граждан, по квартирам, рассылаются по почтовым ящикам. За данные правонарушения предусмотрена административная ответственность по ст. 5.10 КоАП РФ (проведение предвыборной агитации вне агитационного периода в местах, где ее проведение запрещено) и ст. 5.12 КоАП РФ (изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах).
В день голосования отдельными гражданами перед помещением участковой избирательной комиссии, помещением для голосования могут быть организованы незаконные публичные акции с призывами к голосованию за тех или иных кандидатов или политическую партию. За данное правонарушение предусмотрена ответственность по статье 5.10 КоАП РФ (проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах) и по ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ за нарушение установленного порядка организации или проведения пикетирования.
Кроме того в день голосования при подходе избирателей к зданию, где расположено помещение для голосования избирательного участка, группами лиц могут осуществляться действия, в процессе которых избирателям за вознаграждение предлагается получить и вынести из помещения для голосования незаполненный избирательный бюллетень. При этом в стационарный ящик для голосования избиратель должен опустить якобы заполненный избирательный бюллетень (а на самом деле, например, ксерокопию образца заполнения избирательного бюллетеня, которую ему передают организаторы подкупа).
Если избиратель дает на это согласие, то ему вручается указанная ксерокопия. Избиратель осуществляет предлагаемые организаторами действия, а именно: выносит незаполненный избирательный бюллетень и передает его в руки организаторам подкупа, за что получает материальное вознаграждение. Организаторы подкупа ставят в избирательном бюллетене отметку за «нужного» кандидата, после чего предлагают другому избирателю опустить в стационарный ящик для голосования уже заполненный организаторами подкупа избирательный бюллетень. По такой схеме подкуп избирателей может осуществляться несколько раз. Ответственность за данные действия предусмотрена ч.2 ст. 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательной комиссии) и ст. 5.16 КоАП РФ (подкуп избирателей).
Возможен и такой пример подкупа избирателей. В период избирательной кампании, в том числе в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования могут иметь место факты подкупа избирателей путем раздачи им подарков, денег и оказания безвозмездных услуг. При этом осуществляется поквартирный обход с призывами граждан отдать голоса за конкретного кандидата, излагается его предвыборная программа, вручаются подарочные наборы либо деньги, агитационные материалы. Граждане, как правило, не осведомлены о незаконном характере таких действий и соглашаются принять предложенные деньги либо подарки, дают согласие голосовать за предложенного им кандидата.
Может возникнуть ситуация, при которой избиратель получает избирательный бюллетень, но не идет в кабину для тайного голосования, а начинает выкрикивать агитационные лозунги, содержащие призывы к голосованию за того или иного кандидата либо политическую партию. При этом гражданин срывает информационные плакаты, разбрасывает агитационные листовки. В таких случаях предусмотрена ответственность по ст. 5.10 КоАП РФ и ст. 5.14 КоАП РФ (умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам).
В день голосования могут быть организованы несанкционированные шествия групп граждан к зданию, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка (помещение участковой избирательной комиссии). За такие правонарушения предусмотрена ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации шествия).
Возможны ситуации, когда в помещении участковой избирательной комиссии, помещении для голосования отдельные граждане отвлекают наблюдателей и членов избирательной комиссии криками, а другие окружают стационарный ящик для голосования и пытаются незаметно вбросить в него принесенные с собой избирательные бюллетени, заполненные за конкретного кандидата, политическую партию. За указанные действия установлена уголовная ответственность по ч. 1 ст. 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий) и ч.3 ст. 142 УК РФ (незаконное изготовление, хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней).
В случае выявления и установления нарушений законодательства о выборах об этом необходимо сообщить на телефон горячей линии: 22-2-89.
В.А.Воронцов, заместитель начальника полиции МО МВД России «Кытмановский»,
подполковник полиции
Фото из архива «СВ»




