Сегодня мы поговорим с воспитателем с 37 летним стажем работы в детском саду «Улыбка» с. Кытманово – Пауль Еленой Ивановной.
Родилась Елена Ивановна в Кытмановском районе в селе Сунгай. Закончила Кытмановскую среднюю школу №1. После школы год работала учителем истории и литературы в Новокытманово. В 1983 году пошла учиться в педагогическое училище г. Барнаула на воспитателя. Учиться Елене Ивановне нравилось, и она не пожалела о своем выборе профессии. В 1985 году закончила учебу и приехала работать в детский сад «Улыбка» в с. Кытманово.
— Мне сразу дали подготовительную группу, – говорит Елена Ивановна. – Я, ещё когда училась в школе, хотела быть педагогом. Хотелось поскорее отучиться и пойти работать. Сестры меня отговаривали от педагогического образования – много работы, нервотрепка, маленькая зарплата, и я пошла в политехнический вуз, но учиться там не смогла, так как быстро поняла – это не мое. Ни разу не пожалела о своем выборе, и в профессии воспитатель не разочаровалась.
Первый выпуск Елена Ивановна, конечно, запомнила. Ребята были хорошие, любознательные и спокойные. Почти все воспитанники с первого выпуска разъехались по разным уголкам нашей страны, в Кытманово мало кто остался.
Елена Ивановна вспоминает: «Ребята задавали много умных вопросов, были настолько любознательные, что иногда я сталкивалась с трудностями – что же им ответить. Дети читали много, хорошо рисовали, у них хорошо была развита речь… Возможно, что родители тогда больше времени уделяли детям – тоже им читали. Как итог – то поколение было другое.
Что касается выпуска 2022 года, то, по словам Е.И. Пауль, эти дети — гиперактивные, непоседы.
— Если бы я взяла их с ясельного возраста, то возможно, я их как-то по-другому сформировала. И поначалу у меня был легкий шок – с чего начинать, какой подход к ним находить… А потом оказалось, что гиперактивные дети – очень даже умненькие. Да и «слабых» детей в моей группе не было. Программу детского сада все хорошо выполнили. Из 17 детей 14 пошли в школу, умеющие читать. Надеюсь, что в школе они меня не подведут. Это значит, что есть результат работы. Еще дети много участвовали в различных конкурсах. К примеру, Элеонора Брагина приняла участие в краевом конкурсе «Беби скилс» в Барнауле, где заняла второе место из шести. Эля защищала профессию воспитателя.
О разнице поколений
Как говорит Елена Ивановна, дети лет 20 назад были спокойнее. Бывали, конечно, и неусидчивые и шумные, но они были не такие, как сейчас. Сейчас малыши могут и ответить резко взрослому, разговаривать на равных со взрослыми, то есть некоторые не чувствуют субординацию. С одной стороны, может, это и хорошо, но с другой – надо бы их немного и сдерживать.
Раньше с дисциплиной было намного лучше – дети понимали, что воспитатель старший взрослый и слушали его, уважали. Дети были любознательные, много читали и знали. Любили трудиться – выполняли поручения с желанием, энтузиазмом. Современных детей надо уговаривать или даже приходится заставлять трудиться. Дети прошлых поколений хотели больше знать, у них было стремление к знаниям. Были более самостоятельные, над ними родители и воспитатели не стояли «как колпаком». Если современным детям дать задание, то они могут ответить – «а я не умею, а я не могу…». Дети того поколения проявляли самостоятельность, они хотели это делать. Мелкая моторика также была развита лучше, чем у детей современного поколения. А современные дети мало любят рисовать. Из всей группы получалось нарисовать то, что задумали, у четырех человек. Может, потому, что не было компьютеров, телефонов, планшетов. Дети дома лепили, рисовали, вырезали из бумаги машинки и куколок… Раньше дети двух лет приходили и умели разговаривать, они знали стихи Агнии Барто! А теперь приходят 2-летки, и кроме «мама, папа» ничего не говорят…
Сейчас в детском саду много разных видов конструктора, но опять же собирают его единицы – лишь те, которые увлекаются… Бывает, что малыши приносят из дома «лего» или механический конструктор и в детском саду собирают. Это 3-4 человека, а остальные не хотят этим заниматься. А вот если бы разрешили им из дома принести телефоны, то все сели и играли бы в них, считает Елена Ивановна. И игрушки сейчас — или «антистресс», или вовсе бессмысленные. Если раньше дети приносили в детский сад машинки, кукол, то сейчас хаги-ваги, слаймы, лолы, спиннеры и т.п. Дети не видят эстетики в игрушках. Вот такая разница поколений.
О методике воспитания
— Мы постоянно живем в поиске чего-то нового, время идет, и всё меняется. Жизнь не дает стоять на месте. Поэтому и учиться нам приходится постоянно: проходим курсы, компьютеризация, интернет, разные конкурсы, — делится Елена Ивановна. — В актовом зале у нас есть одна интерактивная доска, телевизор. Там мы проводим мультимедийные занятия. Конечно, лучше бы, если всё проводилось в группе. Детям интересно всё это смотреть, так как это красочно, ярко. В интернете есть целая серия занятий с мультимедийными вставками, и дети всё это наглядно видят.
Материал меняется, для занятий используется много нового. Методика остается прежней, но подача материала другая. Меняются требования, программа усложняется, вводятся новые элементы. Раньше была просто программа воспитания, а сейчас программа от рождения до школы. Раньше детей готовили к школе по программе, приближенной к школьной программе. А сейчас – детский сад является формой подачи знаний в виде игр. Детям даются знания в игровой форме. Иногда дети и не замечают, что идет занятие.
— Часто сама жизнь нам диктует новые методы, которые мы должны использовать, — продолжает Е.И. Пауль. — Меняются требования. Раньше в ребенка вкладывали знания, а сейчас он должен развиваться сам. Такова программа. А мы должны способствовать, помогать. И, рассуждая об образовании советском и современном, можно сказать, что образование прошлых лет было всё же лучше. Мы ушли в сторону западного образования, ввели ОГЭ, ЕГЭ, но ума у детей не прибавилось.
Пожелание
Елена Ивановна добавляет от себя: «Хотелось бы, чтобы родители уважали труд воспитателя, были бы снисходительнее, так как он огромный и тяжелый. Молодежи хочется пожелать, чтобы молодые девчонки не боялись идти учиться на воспитателя. Хоть и тяжело, но работать кому-то нужно. С детьми интересно – получаешь заряд, отдачу. Опыт приходит со временем. Дети не дают стареть, и с ними не посидишь спокойно. Дети вдохновляют, заставляют посмеяться, хотя иногда могут и позлить… Чтобы идти работать в детский сад, надо уметь любить чужих детей. Надо представить, что ты им заменяешь маму. Воспитатель есть вторая мама: вот они обнимут тебя за шею, они такие крошки, маленькие, их оторвали от мамы… Всегда приятно, когда тебя любят, обнимают… Мне всегда тяжело было провожать все выпуски…»
Сейчас у Елены Ивановны очень много выпускников, которые приводят в детский сад уже своих детей…
Наталья ГЛУЩАК. Фото из архива Е.И. Пауль